Бизнес-игры набирают популярность в развитии и обучении персонала. Мы решили узнать у эксперта, какую пользу бизнес получает от деловых игр.
GoodStart поговорил с Вероникой Зайцевой, бизнес-игротехником, автором и ведущей деловых прикладных игр для развития soft-skills персонала, менеджмента и команд компаний, основательницей игротехнической тренинговой компании «ProGameGym» и студии деловых игр «TDGames».
В чем секрет популярности бизнес-игр?
— Если в шутку, то в «хайпе», в поиске волшебной таблетки. А если серьезно, то в потребности, рождающей мотивацию. Потребность прежде всего в поиске нового опыта и эмоций. Я постоянно спрашиваю своих клиентов и коллег, зачем им проводить игру. И крайне редко слышу, что «это работает лучше, чем стандартное обучение». Чаще всего слышу «хотим попробовать новое, старое уже приелось, оно скучное, а надо вовлечь, увлечь, чем-то новым заманить или порадовать». О чем это? О мотивации. И о том, как ей управлять. Это работает, если игра подобрана грамотно и проведена правильно.
— Насколько практика проведения бизнес-игр распространена в Беларуси?
— На мой взгляд, практика не распространена. Хотя я нашла данные исследования, проведенного в 2022 г., где сказано: «более 50% компаний в Беларуси используют бизнес-игры в качестве инструмента обучения и развития сотрудников».
Больше всего распространены бизнес-игры, направленные на развитие навыков критического мышления, решения проблем, командной работы и лидерства. Деловые игры используются в компаниях различных отраслей, в том числе в IT, финансах, производстве и торговле. Игры проводятся как для сотрудников, так и для руководителей.
Ну и, конечно, смотря, с чем сравнивать. Не будем с традиционным бизнес-обучением – это разные вещи, не исключающие, а дополняющие друг друга. Правильно сравнить именно с самими бизнес-играми. И с аудиторией, похожей ментально. В этих критериях, по сравнению с Россией, мы вообще где-то на 5% развития этой сферы. По сравнению с Украиной (до 2022 г.), чуть лучше, но тоже отстаем.
Если мы говорим про качественные деловые игры, созданные по правилам гейм-дизайна, с четкой методической основой, с хорошей экономикой, а главное, с практической пользой для тех, кто в этих играх участвует, то и того меньше.
— Какую пользу для бизнеса дают деловые игры?
— В первую очередь польза деловых игр – мотивация участников. В обучении и в развитии это особенно важно. Вовлечь, удержать внимание, помочь дойти до финала без потери энтузиазма – вот основная задача любой деловой игры, которая призвана чему-то обучить. Вовлеченный человек на 50% эффективнее, чем нейтральный, и на 100% по сравнению с невовлеченным.
Геймификация с этим также справляется, но игра позволяет сделать это концентрированно и комплексно. Хорошая деловая игра держит в фокусе потребности людей в достижениях и признании, во взаимодействии с другими, в порции новых эмоций и информации.
Еще польза бизнес-игр в том, что они про возможность увидеть себя и других настоящими. Это только кажется, что в деловой игре мы не делом занимаемся. На самом деле наш мозг воспринимает и обрабатывает информацию теми же отделами, что и в рабочих задачах. Но в игре снижается критичность и страхи, которые нам мешают проявлять свои способности в полной мере. И то поведение, которое мы проявляем и наблюдаем в игре, надо потом вытянуть в реальный мир, чтобы понять – продолжать его, улучшать или убирать.
А еще бизнес-игры про осознанность. После того, как обнаружили и «вытянули», важно осознать, что и как надо менять, или не менять. Коммуникативные игры и игры для команд – как раз такие.
Коучинговые и диагностические – аналогично. Для этого в настоящей деловой игре обязательно присутствует рефлексия, разбор игры, и того, как и кто сыграл. И выводы, желательно с последующим планом действий – что, как и когда нужно сделать, чтобы польза от деловой игры была максимальной.
— Поделитесь несколькими вашими кейсами.
— Комплексный запрос – обучить молодых руководителей навыкам делегирования и заодно помочь им отстроиться от своих подчиненных (вчера еще равных). Здесь я применила несколько игр – «8 цветов делегирования» (модель делегирования полномочий и постановки задач), «АнтиСтраховая компания» (почему руководители боятся делегировать и как с этим справиться) и «Карьерный путь» (разница полномочий и ответственности на разных позициях + стили коммуникаций в управлении). После очных игр, которые мы с ними закрепили в игровом онлайн-марафоне, они сразу начали применять эти инструменты в своей работе, повысили свою эффективность, стали меньше заниматься операционкой, и больше тем, что полагалось делать именно руководителям.
Был еще запрос на нестандартное подведение итогов года. У меня есть игра «Призма», которая была создана именно под этот запрос. В ней участники сами составляют список значимых событий, а потом рассказывают о них, как в игре «Крокодил», только через призму конкретных органов восприятия. Как звучало открытие автоцентра? Какой запах у наших совещаний? Какой на ощупь был финал годового проекта?
Тактильность, кинестетика, зрение, обоняние, слух, зрение – участники, вовлекаясь, делятся своими искренними переживаниями тех моментов, или снова радуются им, или, наоборот, через смех и юмор снимают оставшийся негатив.
Если на игре есть новички, они получают разнообразную картину и как бы проходят эти события вместе с командой. А заказчик дополнительно получает информацию, что следует улучшить.
— Ваши ТОП-3 деловые игры, которые рекомендуете провести собственникам компаний и руководителям в своем коллективе.
— Рекомендации я даю только, когда знаю, какую именно задачу нужно решить, кто участники и каких целей нужно достичь.
Я расскажу, какие ТОП-3 игры в тренде и спросе сейчас.
1. Управленческие навыки: делегирование, постановка задач, мотивация персонала, обратная связь. И если это про вас, то смотрите на игры «8 цветов делегирования» или «ОСы от Босса». В первой игре я знакомлю игроков с постановкой задач и мотивацией сотрудников в различных ситуациях, с 7 способами-уровнями делегирования полномочий. Вторая игра – ее продолжение, когда мы разбираем, что получилось в итоге, почему, и как конструктивно дать сотруднику (или коллеге) обратную связь.
2. Коммуникации в команде: когда каждый сам за себя и бдит только свои интересы, не делится информацией и т.д. Для таких запросов подходят игры «Конгломерат» или «Место под Солнцем». Эти игры кооперативные, в них команда игроков может или победить вместе, или провалить результат, который зависит только от их выбора. После игры мы помогаем участникам провести анализ своих привычных стратегий работы с другими, с информацией, обратить их внимание на те моменты, где они сами себе мешали.
3. Развитие своего проекта, идеи, а также продажи. Тут из моего портфеля я рекомендую симуляции «СтартАпЫш» и «Стокер». СтартАпЫш – образцовая оболочка продумывания своего проекта, от идеи до черновика бизнес-плана. Игроки проходят маршрут, на котором отвечают сами себе на вопросы и про свои ресурсы, и про конкурентные преимущества, и про цели, и про ситуацию на рынке аналогичного продукта. Я после первого прохождения этой игры, на 50% переписала свой бизнес-план, а заодно изменила на 30% на тот момент единственную свою игру по тайм-менеджменту.
Игра «Стокер» – это торги, переговоры, что поможет продать свой товар, что помешает.