Мы уже писали о том, как «GoodStart» 2 апреля 2023 г. сходил на «Malimon Invest Day».
На мероприятии стартап-проекты и бизнесы презентовали свои проекты перед инвесторами. Команды заранее готовились к питчингу своих проектов. А помогал им в этом Дмитрий Смирнов, бизнес-тренер, спикинг-коуч TedX.
Мы попросили Дмитрия поделиться рекомендациями, как подготовить понятную презентацию проекта.
Ошибки, которые чаще всего допускают спикеры при презентации своих проектов.
-
Не сформулирована идея проекта.
У многих стартаперов тщательно продуман продукт, но не сформулирована идея. Некоторые ребята не могут объяснить в одном предложении, так в чем же суть их стартапа.
Когда я готовлю к питчингу команды, то каждый раз спрашиваю, в чем ваша идея? И чаще всего слышу: «У нас такой сложный и глобальный проект, в одном предложении не сформулируешь, вы все равно не поймете».
Меня удивляет этот момент, ведь уже так много сделано: продуман продукт, бизнес-модель, презентация, а идею сформулировать не могут.
По сути идея проекта – это его цель. Если идея сформулирована так: «Наша идея в том, чтобы помочь предпринимателям», то этого недостаточно. Нужно сказать, с чем вы конкретно хотите помочь и как. Идеально, когда в идее сразу понятна фишка проекта.
-
Сложно сформулированный текст презентации.
Некоторые ребята перегружают свои презентации сложными текстовыми конструкциям, например: «В целях решения задач стоящих перед предпринимателями». И я спрашиваю: «А вы часто в жизни так говорите? Нет, вы говорите простым и понятным языком».
Ребята используют не только сложную лексику, но и сложные объяснения: слишком углубляются в мелочи и подробности. И тогда непонятно, зачем все это в пятиминутной презентации? Так мы теряем суть презентации.
-
Презентовать проект строго по заготовленным пунктам.
Готовясь к выступлению, многие ребята «гуглят», как правильно презентовать свой проект. Находят рекомендованные пункты и готовят строго по ним. Со стороны это выглядит как комментирование слайдов презентации .
В жизни мы ведь не говорим последовательно по пунктам. На них можно опираться, чтобы сформулировать понятный текст, например, в формате сторителлинг.
Сторителлинг – это последовательное повествование, где спикер логично делает переходы от проблемы к цели проекта, от цели к целевой аудитории. Все шаг за шагом.
Как подготовиться к презентации проекта: лайфхаки.
-
Сформулируйте понятно и лаконично идею проекта.
-
Обозначьте проблему. Слушатели должны понять из вашей презентации, какая на рынке есть проблема и у кого (кто ваша целевая аудитория).
-
Сформулируйте, как ваш продукт решает существующую проблему. Опишите простым языком, как работает продукт, чем он может помочь людям.
-
Расскажите о конкурентах. Инвесторы и аудитория скептически относятся, когда слышат в презентациях команд, что у них нет конкурентов, как будто бы они сотворили чудо. В своем выступлении нужно четко показать, что вы мониторите и знаете рынок, своих конкурентов, назвать их и показать, чем от них отличаетесь.
-
Составьте письменно план выступления. Пропишите простым языком все самые важные пункты, о которых стоит рассказать, так вы для себя определите структуру выступления. Только не надо зазубривать текст. Иначе, выступление выглядит неестественно, аудитория не чувствует живого контакта со спикером.
-
Репетируйте свое выступление несколько раз. Это важный этап, т.к ваша задача продать идею или продукт инвестору. Выступите перед коллегами или друзьями со своей презентацией.
Отследите, получается ли у вас соединять фразы в понятный тест. Понятно ли вам самому и аудитории, перед которой вы репетируете, о чем идет речь в презентации? Кроме того репетиции научат работать с пространством, аудиторией, микрофоном.
Некоторые люди, когда выступают, смотрят в потолок или вбок, а не в глаза слушателей, держат микрофон не у рта, а в стороне, топчуться на одном месте, размахивают руками.
На репетиции есть возможность проработать заранее все эти моменты: потренировать взгляд, куда и на кого смотреть во время выступления, как занять удобное положение, чтобы и вас, и слайды из презентации, видела аудитория, говорить четко и громко в микрофон.
Что почитать и посмотреть?
-
Читайте любые статьи, посвященные теме публичных выступлений. Не буду конкретно что-то рекомендовать. В интернете много материалов на эту тему. Прочитайте несколько таких статей,чтобы знать и понимать базовые принципы.
-
Тренируйте насмотренность. Выберите на свой взгляд несколько успешных питчей публичных персон. Посмотрите, как они держались на сцене, как говорили, о чем говорили, как работали с аудиторией. Научение через наблюдение за успешными спикерами – хороший метод подготовки к выступлению.
-
Ходите как можно больше на мероприятия, чтобы смотреть, как выступают обычные люди. Отмечайте понравившиеся фишки в их выступлении, что можно позаимствовать себе, а что, наоборот, вы бы сделали по-другому.
Тетерук Анастасия